Павловск. Пригороды Петербурга

ПАВЛОВСК. Дворец и парк.

часть 2
вперед...

Дворец по своим размерам уступает большинству других прославленных дворцов пригородов Петербурга. Его композиция воспроизводит тип богатой итальянской виллы, часто встречавшийся в творчестве Палладио. План дворца строго симметричен. Ядром здания служит компактный трехэтажный корпус, а по сторонам размещены флигеля с изогнутыми в плане галереями.
Первоначальный проект, по которому в 1782 - 1786 годах был сооружен центральный корпус с одноэтажными галереями и квадратными флигелями в полтора этажа, принадлежит Ч. Камерону. Он был задуман совсем непохожим на парадно-официальные резиденции, великолепные, но холодные. Ему не надо подавлять своими масштабами, грандиозными залами и бесконечными анфиладами, ему не надо изумлять ослепительным сиянием бесчисленных украшений. Куда дороже другое: пусть он радует глаз гармонической соразмерностью частей, мягкостью спокойных тонов, благородством строгой отделки, хотя далекой от аскетичности, но столь же чуждой прихотливой изощренности. Этот дворец не будет господствовать над людьми, он станет служить им как простое, но удобное жилище, и хотя в нем, конечно, не обойтись без парадных залов, общий облик его будет изящным и приветливым, а не тяжеловесно-торжественным. Свой замысел архитектор полностью претворил в жизнь, и хотя позднее другие мастера вносили в убранство здания нечто свое, новое, в основном этот замысел отчетливо читается и сегодня. Первый камень в основание дворца был заложен 25 мая 1782 года. Строительство шло довольно быстро, и в течение следующего года здание было вчерне закончено. Тогда же началась отделка внутренних помещений; они украшались мебелью, зеркалами, декоративными вазами, лепкой и живописью. Многие произведения изобразительного и прикладного искусства доставлялись в Павловск из-за границы.


Первоначальный облик дворца, строительство которого завершилось в 1786 году, отличался от современного. Боковые галереи сначала были одноэтажными. Они заканчивались невысокими полутораэтажными павильонами. Такая композиция позволяла подчеркнуть доминирующее значение главного корпуса, фасады которого приобрели представительный характер благодаря торжественным колонным портикам. Фасады дворца, один из которых обращен на заключенный между галереями парадный двор, а другой - к Славянке, скомпонованы почти одинаково. В отличие от большинства построек, где обычно подчеркнуто акцентировался главный фасад, Камерон во дворце трактовал и противоположный фасад, обращенный к Славянке, как художественно равноценный. С этой стороны следов "распластанности" нет и в помине; наоборот, стройное здание легко поднимается над невысоким холмом, точно продолжая его. Колонны стоят здесь гораздо теснее, портик увенчан фронтоном, - фасад кажется даже более высоким, чем на самом деле, отчетливо господствуя над окружающей местностью. Несмотря на то что здесь нет прямой, как стрела, перспективы, подобной Тройной липовой аллее, этот фасад виден издалека, за много сотен метров, то открываясь в просветах зелени, то исчезая, закрытый раскидистыми кронами деревьев и разросшимися кустарниками, то появляясь вновь, уже в новом ракурсе. Нижняя часть здания трактована как массивный, устойчивый цоколь, декорированный устами. На цоколь опираются колонны портиков, поднимающиеся на высоту обоих верхних этажей. В основании центрального выступа размещены входные двери, заключенные в арки. Портик дворового фасада состоит из четырех пар коринфских колонн. Антаблемент колоннады выглядит необычно: в нем отсутствует пояс архитрава, а непосредственно над капителями колонн проходит широкая полоса фриза, украшенного лепным орнаментом. Фриз продолжается и в боковых частях фасада, контрастируя с гладью стен, прорезанных прямоугольными окнами. Такая же схема положена в основу композиции и противоположного фасада, но здесь парные колонны поставлены только по краям портика, завершенного треугольным фронтоном. Если дворовый фасад имеет семь осей, то фасад, обращенный к Славянке, - пять. Это делает его более гармоничным, освобождает от ощущения некоторой стесненности, которое свойственно построению центральной части дворового фасада. Эффектнее выглядят со стороны Славянки заключенные в простые по форме наличники большие окна второго этажа. На дворовом фасаде такие наличники имеют лишь боковые окна; над окнами, находящимися между колоннами, помещены барельефные медальоны.
Откуда бы ни смотреть на дворец, прежде всего бросается в глаза и властно приковывает внимание его купольное завершение, окруженное шестьюдесятью четырьмя колоннами тосканского ордера,- достойный венец прекрасного творения. В решении и обработке купола Камерон добился максимального эффекта самыми простыми, скупыми средствами - лишь за счет оригинальности замысла. Хотя барабан купола сравнительно невысок и довольно широк, он совсем не кажется тяжеловесным или грузноватым, ибо колонны вокруг него создают ощущение легкости, изящества.
В 1783 году основные строительные работы во дворце были закончены. Когда дворец покрыли крышей и приступили к внутренней отделке, Паульлюст был разобран. Сегодня мы, как многие поколения до нас, видим дворец в основном таким, каким он стал после достроек и переделок начала XIX века, и справедливо восхищаемся им. Но если попытаться сравнить его с дворцом в первоначальном виде, задуманным и осуществленным Камероном,- о нем можно судить и по проекту, и по сохранившимся изображениям,- то, думается, любой непредубежденный, не скованный инерцией привычки взгляд должен будет отдать предпочтение тому, старому сооружению. В нем в большей степени ощущалась редкая архитектурная гармония, замечательная соразмерность отдельных звеньев и их органическая взаимосвязь. То обстоятельство, что галереи между центральным корпусом и боковыми флигелями были тогда не двух-, а одноэтажными, заставляло с особой силой воспринимать доминирующую роль главного объема, яснее выявляло основные архитектурные акценты сооружения, а приветливая "открытость" галерей навстречу парку помогала ощутить неразрывную связь дворца с природным окружением.
Еще до вступления Павла I на престол от должности архитектора Павловска отстраняется любимец Екатерины Чарлз Камерон, а к строительным работам был привлечен В. Ф. Бренна. Не отрицая и не отвергая всего, что задумал и во многом выполнил на практике Камерон, Бренна не мог и не хотел послушно следовать его принципам, ибо сама индивидуальность зодчего, тяготевшего к монументальной и суровой торжественности, была иной. Он разработал проект расширения дворца, согласно которому камероновские галереи и боковые павильоны были надстроены. Верхний ярус галерей получил вид легкой деревянной аркады, по ритму согласованной с колоннадой нижнего яруса. Павильоны, которыми заканчиваются галереи, после перестройки сильно увеличились в размерах; их фасады украсили ионические пилястры и лепные орнаменты.
К обоим павильонам Бренна пристроил изогнутые в плане двухэтажные флигеля со служебными помещениями. На торцевых фасадах флигелей появились четырехколонные портики с царскими вензелями во фронтонах. Соединительные галереи были украшены бюстами великих людей.
В начале XIX века северная галерея дворца была расширена по проекту А. Н. Воронихина. В первом ярусе галереи со стороны Славянки Воронихин предусмотрел открытую колоннаду, стену за которой украсила роспись, исполненная знаменитым итальянским художником-декоратором П. Гонзагой. Впоследствии, в 1820-х годах, в этой части галереи разместилась дворцовая библиотека, получившая новую отделку в соответствии с проектом К. И. Росси. Одновременно был изменен и фасад библиотеки, но общая схема его композиции осталась прежней: на ионическую колоннаду, расположенную внизу, опирается стена верхнего яруса с большими полуциркульными окнами в рельефных обрамлениях.
Перестройки, осуществленные Бренной, значительно изменили облик Павловского дворца. Его центральный корпус стал менее контрастно выделяться в общей композиции. Новые флигеля почти замкнули двор, обособив его от прилегающего участка парка, к которому он раньше широко раскрывался. Поздние дополнения к зданию меньше сказались на его восприятии со стороны Славянки. Отсюда галереи и флигеля, отступающие в глубину участка и скрытые листвой деревьев, почти незаметны; на первом плане расположен объем центрального корпуса, отличающийся легкостью и изяществом пропорций. Дворец, поставленный на высоком берегу реки, естественно и непринужденно вписывается в зеленое окружение.
Со строгим внешним обликом дворца контрастирует полная разнообразных декоративных эффектов композиция его роскошных интерьеров. Функции трех этажей дворца были различны. В первом этаже находились жилые, интимные покои - гостиные, кабинеты, столовая, спальня. Главные парадные интерьеры, носившие официальный, представительный характер, располагались на втором этаже. Третий этаж был служебным. Декоративная отделка и обстановка помещений первого и второго этажей Павловского дворца представляют собой большую художественную ценность; они весьма полно характеризуют искусство дворцового интерьера конца XVIII и начала XIХ веков. Комнаты третьего этажа в настоящее время используются для устройства выставок.
В соответствии с принципами классицизма планировка внутренних помещений Павловского дворца решено предельно четко. В центре главного корпуса расположен увенчанный куполом Итальянский зал высотой в два этажа. Перед ним находятся поэтажно размещенные вестибюли, связанные друг с другом парадной лестницей. Входы из вестибюлей ведут в помещения первого и второго этажей, объединенные в анфилады, обходящие дворец по периметру. Со стороны фасада, обращенного к Славянке, каждая из этих анфилад "замыкается" просторным интерьером - Столовой в первом этаже и Греческим залом во втором.
После вступления Павла I на престол В: Ф. Бренна пристроил к южному павильону дворца церковь, решенную в виде самостоятельного объема с полукруглым выступом (апсидой) с восточной стороны.

Парк возникал постепенно. Работы по созданию парка возглавил Ч. Камерон в 1779 году. Он наметил границы парка, определил облик Большого дворца, долины Славянки, оформил Собственный садик, Вольерный участок. Близ дворца зодчий расположил архитектурно-парковые сооружения, навеянные античными мотивами.
Четкую регулярную планировку имеет Собственный садик, созданный по по проекту Ч. Камерона в 1790 году. Аллеи, пересекающиеся под прямыми углами, дополняются системой дорожек, проложенных в диагональных направлениях. Собственный садик невелик по размерам, что отвечает его основному назначению - служить местом небольших прогулок только для хозяев дворца. Поэтому он примыкает к той части дворца, где расположены жилые помещения. Яркие цветочные партеры Собственного садика были созданы по желанию Марии Федоровны, выписывавшей из-за границы семена и луковицы редких декоративных растений. Строгий, "архитектурный" характер планировки этой части парка подчеркивали разнообразные декоративные сооружения, размещенные вдоль аллей, - вазы, гермы, бюсты, трельяжные арки и беседки. Многое из декоративного убранства Собственного садика сохранилось до сих пор. Первоначально в Собственном садике культивировались многие ценные, редкие растения: каштановые, тутовые деревья, пирамидальные тополя. Правда, северный климат оказался для них неблагоприятным, и выжить им не удалось; тополя, более стойкие, чем другие породы, погибли во время пожара дворца 1803 года, так что главным украшением остались великолепные цветники и вазы с цветами.
Интимный характер Собственного садика, куда хозяева дворца могли попадать, минуя парадный вход, непосредственно из жилых покоев, во многом определил его облик. В нем нет и не может быть парадной торжественности, характерной для Тройной липовой аллеи и плаца перед дворцом, расположенных почти совсем рядом, - наоборот, он чрезвычайно уютен и выглядит совсем "домашним", несмотря на всю нарядность его убранства. Когда в летнее время клумбы Собственного садика переливаются всеми цветами радуги и весь он похож на многокрасочный ковер, кажется, что здесь, на вольном воздухе, просто продолжены дворцовые покои.
Несмотря на различие художественных приемов, индивидуальных творческих почерков, все архитекторы, скульпторы, художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. Скромный снаружи, дворец поражает изысканностью внутренней отделки и убранства. Залы всех восьми корпусов дворца, разнообразные по планировке - круглые, прямоугольные, полуциркульные, с нишами и колоннами, большие и маленькие, отделаны натуральным и искусственным мрамором, украшены лепкой и декоративной росписью.
Классическая завершенность отделки интерьеров находится в гармоническом единстве с первоклассными предметами декоративно-прикладного искусства - вазами из цветных камней Урала и Алтая, художественными изделиями из стали, фарфора, цветного стекла, слоновой кости и янтаря, многие из которых были выполнены талантливыми русскими умельцами по эскизам зодчих, работавших в Павловске. Специально для дворца приобретались и произведения западноевропейского искусства.
В январе 1944 года, отступая из Павловска, фашисты подожгли дворец. Рухнули междуэтажные перекрытия, обвалился венчавший здание купол, сильно пострадало декоративное убранство интерьеров. Сразу же после освобождения реставраторы и сотрудники музея приступили к восстановительным работам. Из завалов извлекались сохранившиеся детали декоративной отделки, части живописных панно и скульптурного декора. Их фотографировали, тщательно обмеряли и консервировали. По уцелевшим фрагментам впоследствии воссоздавались декоративные композиции, украшающие дворцовые залы. Восстановительные работы во дворце длились с 1945 по 1971 год. Они велись в соответствии с проектами, которые разрабатывали архитекторы Ф. Ф. Олейник, С. В. Попова-Гунич, В. В. Можанская, И. Г. Капцюг, Ю. И. Синица. Чертежи, рисунки, обмеры, хранящиеся в музее, позволили документально точно воспроизвести все детали архитектурной композиции. И отдавая должное искусству наших далеких предков, создавших этот шедевр, мы не должны забывать о самоотверженном и кропотливом, поистине творческом труде советских реставраторов.
Вокруг дворца - огромный парк площадью 600 гектаров. В целом Павловский парк может служить примером так называемого английского стиля в паркостроении, для которого характерно стремление подчеркнуть красоту не тронутой человеком естественной природы. Английский стиль пришел на смену французскому стилю организации парковых массивов, блестящими образцами которого являются знаменитые парки Версаля, Петергофа и Сан-Суси. Четкой планировке "французских" парков соответствовали равновесие и симметрия в расположении кустарников и деревьев, которым специальной стрижкой придавалась строго геометрическая форма.
Некоторые участки Павловского парка, в соответствии с замыслом Ч. Камерона, получили регулярную планировку. Решенные в этом стиле Большие Круги, Вольерный участок и Собственный Садик, однако, не меняют общего впечатления от парка как парка пейзажного.
Парк делится на семь районов, построенных на неповторимости облика каждого из них. Нарядная Придворцовая часть, почти полностью решенная в регулярном стиле со свойственной ему строго геометрической планировкой дорожек и партеров, со статуями на них, незаметно переходит в естественно-живописную долину реки Славянки. Оформление Старой Сильвии с её узкими аллеями, украшенными бронзовой скульптурой, связано с древнегреческими легендами. С ней соседствует таинственная лесная глушь Новой Сильвии. Эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой Берёзы. В бесконечной смене пейзажных картин воплощено неизмеримое величие русской природы, которая органично сочетается с изысканными постройками русского классицизма и прекрасной скульптурой.
Центральная аллея садика, украшенная мраморными вазами, подводит к павильону Трех граций, сооруженному в 1800 - 1801 годах по проекту Ч. Камерона. Трудно поверить, что эта волшебная фантазия на античные темы создана мастером уже на склоне лет, - совершенство пропорций, изящество, воздушность этого приветливого павильона заставляют чувствовать руку художника духовно юного, полного жизненных сил. Павильон имеет вид легкой, прозрачной колоннады, поддерживающей двускатную крышу. Шестнадцать ионических колонн с капителями, украшенными крупными волютами, стройны и изящны. Во фронтонах перекрытия - сложные по композиции барельефы, выполненные И. П. Прокофьевым. Барельеф, находящийся со стороны дворца, изображает Аполлона с лирой, окруженного эмблемами искусств. На противоположном фронтоне - фигура Минервы, опирающейся на щит, украшенный мальтийским крестом и инициалами Павла I и его жены. Изображение мальтийского креста часто встречается на постройках времени Павла I: это напоминание о том, что Павел был гроссмейстером Мальтийского рыцарского ордена, которому он покровительствовал.
С 1803 года в павильоне находится скульптурная группа "Три грации", высеченная итальянским ваятелем Паоло Трискорни из одного мраморного блока. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии. Скульптурная композиция, отличающаяся классическим совершенством форм и четкостью силуэта, органично вписывается в архитектуру павильона. Основанием павильона Трех граций служит невысокая терраса, сложенная из блоков грубо обработанного камня. Эта терраса продолжается и за пределами павильона вдоль границы Собственного садика.
Подобно Собственному садику, регулярный план имеет и та часть парка, которая примыкает к дворцу с востока, со стороны его парадного двора. В центре двора, ограниченного флигелями и галереями, на невысоком пьедестале стоит памятник Павлу I. Это копия аналогичного памятника в Гатчине, созданного в 1850 - 1851 годах скульптором И. П. Витали. Монумент был установлен перед Павловским дворцом в 1872 году. Он удачно вошел в композицию парадного двора, зафиксировав его центр. На памятник и центральный портик дворца ориентирована широкая Тройная липовая аллея, проложенная по проекту Ч. Камерона. Направление этой аллеи было задано еще на одном из первых планов Павловска - 1780 года. Ч. Камерон спроектировал ее как своеобразную продольную ось всей центральной части паркового комплекса, ее продолжение словно пронзает дворец с юго-востока, где ряды могучих деревьев создают чудесный зеленый коридор, подводящий к плацу перед зданием. Аллея образована 4 рядами лип: средняя широкая часть предназначалась для карет и экипажей, а две узкие, по сторонам - для пешеходов.
С юга (справа) от Тройной липовой аллеи Камерон расположил так называемый "сад с играми" и лабиринт, обязательные для всякого "французского" парка. Просуществовали они недолго, только до конца XVIII столетия, когда на их месте Бренна построил деревянный театр. В нем давались представления, декорации для которых писал П. Гонзага. В середине XIX века обветшавшее здание театра было разобрано, но память о нем сохранилась в названии находящихся рядом Театральных ворот. Они состоят из двух приземистых каменных пилонов, украшенных львиными масками. Соорудили ворота в 1802 году по проекту Бренны. До сих пор они служат одним из входов в парк.
В 1914 году на месте театра построили павильон в виде беседки. Павильон сооружен из железобетона. Казалось бы, этот строительный материал индустриального века не слишком годится для парковых построек, тем не менее павильон, украшенный колоннами и увенчанный полукуполом, не лишен легкости и изящества. Для сооружения павильона был использован проект К. И. Росси, относящийся к 1816 году и ранее не осуществлявшийся.
В центре беседки установлен памятник Марии Федоровне, выполненный по модели известного скульптора начала XX века, профессора петербургской Академии художеств - Владимира Александровича Беклемишева.
В 1956 году первоначальная планировка Лабиринта, состоящего из сети хитроумно извивающихся пересекающихся дорожек, обсаженных кустами из подстриженных акаций, была восстановлена по сохранившимся чертежам Камерона. Впрочем, сплетения дорожек не слишком замысловаты, и выбраться оттуда не составляет никакого труда, тем более, что размеры этого лабиринта невелики.
Основным сооружением этого участка парка является павильон Вольер, построенный по проекту Ч. Камерона в 1781 - 1783 годах и частично измененный в 1800-х годах А. Н. Воронихиным. Вольер служил помещением для певчих птиц. Можно ли представить себе постройку более обыденную, ординарную, чем помещение для птиц - сооружение, казалось бы, чисто хозяйственного назначения? Но для Камерона задачи практические и художественные существовали всегда в неразрывном единстве. Павильон поставлен под углом к Тройной липовой аллее, непосредственно примыкая к ней, и глаз легко охватывает целиком весь его протяженный невысокий фасад. Он состоит из трех объемов, связанных друг с другом открытыми колоннадами. К средней части, увенчанной куполом, - здесь размещался сравнительно большой квадратный зал - пристроены по сторонам открытые галереи-колоннады, завершенные небольшими павильонами. Промежутки между колоннами затягивались сетками, где птицы могли себя чувствовать достаточно свободно.

Центральная часть павильона, вход в которую решен в виде глубокой ниши, оформленной приземистыми колоннами и завершенной пологой аркой, предназначалась для отдыха. Ее интерьер был обставлен богатой мебелью, украшен зеркалами и живописью. В боковых объемах находились небольшие кабинеты, где хранились античные пеплохранительницы, надгробия и другие произведения античного искусства, найденные при раскопках Рима и Помпеи и привезенные владельцами Павловска из Италии. Строгие дорические колонны, разделяющие Вольер, усиливают ощущение величавой простоты. Сочетание живой природы, которую олицетворяли певчие птицы, и памятников вечности из античных руин было выражением характерных для сентиментализма меланхолических настроений.
В начале XIX века Вольер перестал выполнять свои первоначальные функции и превратился в обычный парковый павильон. Во второй половине XIX столетия перед его южным фасадом был вырыт фигурный пруд, в центре которого установили статую Венеры - копию произведения выдающегося итальянского скульптора А. Кановы. Окруженный деревьями пруд, в тихой воде которого отражается строгий классических форм павильон и прекрасная фигура богини красоты, - один из самых привлекательных уголков Павловского парка.
По другую сторону Тройной липовой аллеи расположен участок, называющийся "Большие круги". Его планировка, созданная В. Ф. Бренной в 1799 году, отличается геометрической четкостью. В ее основе - два больших цветочных партера, каждый из которых спланирован в форме круга, с радиальными дорожками, рассекающими газоны на одинаковые секторы. Центр каждого партера выделен приподнятой над землей террасой из туфа. К ним ведут с четырех сторон лестницы из нескольких ступенек. В центре этих террас были поставлены белые мраморные скульптуры "Мир" и "Правосудие", выполненные известным венецианским мастером начала XVIII века П. Бараттой. Этим статуям к моменту установки их в Павловском парке было уже около ста лет. Они находились в числе скульптурных произведений, доставленных в русскую столицу из Италии по заказу Петра I для украшения старейшего в городе Летнего сада.
"Большие круги" расположены на краю сравнительно высокой террасы, обрывающейся к Славянке. Бренна сумел хорошо использовать рельеф местности, связав созданный им участок парка с долиной реки длинной лестницей. Она стала называться Итальянской. В названии лестницы было отражено стремление архитектора использовать в композиции этой части парка планировочные приемы, характерные для парков итальянских вилл эпохи Возрождения. Две пары лежащих львов, одна из которых мраморная, а другая - чугунная, балюстрада, украшенная вазами, подчеркивают, что Большая каменная лестница не просто утилитарное сооружение, а часть общей пейзажно-архитектурной композиции.
Итальянская лестница имеет 64 ступени. Ее марш, прерванный площадками, чуть расширен книзу - это усиливает впечатление большой протяженности: при взгляде снизу уходящие ввысь ступеньки сужаются, как в далекой перспективе.
С верхней площадки лестницы открывается великолепная панорама речной долины. Ее композиционным центром служит Храм Дружбы. В 1780 - 1782 годах на живописном полуостровке, омываемом круто повернувшей Славянкой, по проекту Камерона архитектором Г. П. Пильниковым возводится прекрасное здание Храма Дружбы, задуманное Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной как вечный символ родственной любви и сыновней привязанности к Екатерине II. Несмотря на сложные и запутанные отношения между царствующей императрицей и наследником престола, внешне каждая из сторон всякий раз старалась продемонстрировать дружеские отношения и оказать знаки внимания друг к другу.
Небольшое здание отличается строгостью композиционного решения, воспроизводящего толос (фолос) - круглый в плане античный храм. По периметру павильона поставлены каннелированные дорические колонны, поддерживающие перекрытие в виде полого купола. Стена за колоннами лишена проемов; ее гладь контрастно оттеняется круглыми медальонами с барельефами, раскрывающими тему любви и дружбы. В античной мифологии дружбу нередко символизировали дельфины, поэтому их изображения, чередующиеся с венками, украшают метопы фриза.Казалось бы, сплошная гладь стен, лишенных окон, должна придавать павильону несколько замкнутый, обособленный характер, - на деле же Храм дружбы на редкость светел, приветлив, как и окружающий его пейзаж. Павильон воспринимается как торжество совершенной гармонии, в равной степени чуждой угрюмому аскетизму и кричащей нарядности. Создавая Храм дружбы, Ч. Камерон еще раз показал себя блестящим мастером пространственной композиции. Он точно рассчитал, как будет восприниматься павильон в разных ракурсах: от дворца, с противоположного берега Славянки, с дальних точек и близкого расстояния. Нельзя сказать, что Храм господствует над окружением, - ни роль его, ни масштабы этого не требовали, - просто он неотъемлемая часть пейзажа этих мест, открывающего при смене точек обзора, словно в движущейся панораме, поразительные картины, одна совершеннее другой.
Внутри павильона, в центре, была поставлена статуя Екатерины II в виде богини плодородия Цереры. Это подчеркивало официальное посвящение Храма царствующей императрице. Можно лишь с иронической улыбкой отнестись как к этому посвящению, так и к льстивой надписи на павильоне: "Любовь, почтение и благодарность посвятили".
В ответ на это коварная императрица-мать дарит любезной невестке несколько голландских коров. Получив этот оригинальный подарок, Мария Федоровна просит Камерона построить для содержания коров ферму. Неистощимый на выдумку и никогда не повторяющийся зодчий в 1782 году возводит недалеко от дворца, у конца Тройной липовой аллеи, чуть в стороне от нее, Молочню - парковый павильон и сельскохозяйственное сооружение одновременно. Как и другие ранние сооружения (Старое шале; Эрмитаж, или Хижина монаха; Шарбоньер - Хижина угольщика), Молочня имела характер сельской романтической постройки, места уединения, где можно было ощутить прелесть жизни на природе. Когда-то рядом с Молочней проходила граница парка, а дальше начинался лесной массив.
Простота внешнего облика этой романтической затеи резко контрастировала с её внутренним убранством. Стены Молочни, выложенные из крупного булыжника и ствол березы, находящейся в центре павильона, поддерживают высокую, крытую соломой кровлю. В качестве столбов использованы грубо отесанные мощные стволы деревьев. Простые двери вели в низкое полутемное помещение, где содержались породистые животные. Однако, кроме подлинного коровника, внутри Молочни находилась комната для отдыха, внутреннее убранство которой составляло разительный контраст с внешним обликом Молочни: стены, облицованные белыми фаянсовыми плитками, золоченая мебель, шелковые драпировки, мраморные столы и полки, богато расписанный плафон - все это придавало небольшому залу изысканно-нарядный, дворцовый характер. Здесь уставшие и проголодавшиеся хозяева и их гости могли выпить парного молока из большой фарфоровой японской вазы с серебряным краном и отдохнуть в золоченых креслах.
К первой четверти XIX века относится самый значительный этап строительства парка. В этот период планировкой парковых пейзажей занимался художник-декоратор Пьетро Гонзаго (Гонзага). Именно тогда появились огромные пространства Белой Березы, Парадного поля и участок Долины прудов, органично вошедший в район Большой звезды. Парк достиг тех размеров, которыми он характеризуется и в настоящее время.


В сторону от Театральной аллеи начинается территория Парадного поля, ограниченная с востока длинными Розовопавильонными прудами. При Павле I эта территория представляла собой пустынный плац, служивший местом проведения военных парадов и смотров. В 1803 - 1813 годах здесь под руководством П. Гонзага был создан новый район парка. Центром его стал специально выкопанный пруд с островом, посвященным воспитательнице дочерей Павла I - княгине Ливен.
В 1816 году по случаю бракосочетания великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским на этом острове была построена деревянная беседка, названная "Храмом Любви". Ее проект разработал К. И. Росси, осуществил постройку Г. П. Пильников; до нашего времени она не сохранилась.

Проектируя район Парадного поля, П. Гонзага, использовал свой опыт театрального декоратора. Живописна планировка этого участка. Территорию Парадного поля пересекают четырнадцать дорожек, и вдоль каждой из них разворачивается цепь пейзажей, напоминающих картины естественной русской природы. Но каждую из этих "картин" художник компоновал сознательно, используя деревья разных пород, с различной формой кроны и разным цветом листвы. Деревья то собираются группами, то растут поодиночке. Густая зелень образует своего рода "кулисы", между которыми раскрываются свободные пространства лужаек.

Спокойная вода пруда, в которой отражаются деревья, растущие на берегах, усиливает очарование ландшафта. Парадное поле благодаря искусству Гонзага стало одним из тех мест Павловского парка, где особенно полно воспринимается неяркая красота северной природы.
За Розовопавильонными прудами простирается район парка под названием "Белая береза". Он создавался на месте большого (площадью около 250 гектаров) лесного массива, характер которого был сохранен.

Основа планировки "Белой березы" - восемь радиальных просек-аллей, сходящихся к центральной круглой площадке, обсаженной березами ("Круг белых берез").
Эта планировка была задумана Ч. Камероном, но зеленую композицию "Белой березы" создавал П. Гонзаго. Вырубкой и подсадкой деревьев он добился того, что естественный пейзаж стал еще красивее. Эту лесистую часть парка Гонзаго преобразил, создав чудесные пейзажи, чередование которых заставляет почувствовать безграничное многообразие северной русской природы. Очарование этих мест ощущает всякий, попавший сюда. Но стоит внимательно вглядеться в окружающие пейзажи, вспомнить, что в их создании деятельно участвовала рука человека, чтобы оценить, сколько труда и искусства потребовала здесь кажущаяся "естественность". Луга, рощи и перелески Белой березы хороши всегда, в любое время года и дня.
Красота Парадного поля и "Белой березы" - это красота самой природы; здесь почти нет сооружений, созданных рукой человека. Лишь у прудов, разделяющих оба района парка, раньше располагались два деревянных здания - так называемый Константиновский дворец и Розовый павильон.
Возле того места, где находился Константиновский дворец, стоят кованые металлические Ижорские ворота, от которых начинается дорога, идущая в сторону Ижоры. Автором их классически строгой композиции был Ч. Камерон. Построенные в 1791 году, ворота находились раньше в конце Тройной липовой аллеи. После расширения парка, в 1803 году, их перенесли на территорию Белой березы.
Деревянный Розовый павильон находился недалеко от Константиновского дворца, у Оленьего моста. Он был построен по проекту А. Н. Воронихина в 1807 году как дача князя П. И. Багратиона.
Павильон первоначально предполагали называть арсенал, хотя трудно было представить себе что-либо, менее напоминающее склад оружия, чем небольшая приветливая дача, похожая на обычные дома мелких помещиков, первым хозяином которой был известный полководец - в то время комендант Павловска. Спроектированная в традициях "палладианской" архитектуры, дача представляла собой компактное здание с залом под куполом в центре и четырьмя изящными ионическими портиками на фасадах. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов - от всяких иных украшений архитектор отказался, да они оказались бы лишними, ибо скромность оформления фасадов вполне отвечала общему облику павильона, его местоположению и окружению, подчеркивая интимный характер постройки. В четырех полукруглых окнах находились так называемые эоловы арфы - деревянные рамы с натянутыми струнами, издававшими своеобразный звук при каждом дуновении ветра. Не блистала роскошью и отделка внутренних помещений павильона. В 1811 году эту дачу приобрела Мария Федоровна (вдова императора Павла I), пожелавшая иметь на окраине парка уединенный павильон-салон наподобие Малого Трианона в Версале. Для нового назначения здание было приспособлено тоже Воронихиным. Его интерьер украсила мебель, изготовленная из карельской березы и тополя, также по проектам Воронихина. Кусты роз, посаженные рядом на берегу пруда, дали павильону современное название. Начертанное на французском языке на фронтоне, оно отвечало и характеру постройки и ее окружению: главным украшением участка были цветы, павильон словно находился в гуще пестрого благоухающего моря, и сотни роскошных роз придавали особое очарование этому уголку парка. В 1810 - 1820-е годы Розовый павильон воспринимался как своего рода новый центр всего садово-паркового комплекса: его простота и уют привлекали больше, чем холодноватая официальность дворца.
Именно здесь, в Розовом павильоне, собирались тогда гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры - поэтов, писателей, художников, артистов. В 1814 году в Павловске готовились к встрече Александра I, возвращавшегося из Парижа после победоносного завершения войны против наполеоновской Франции. По этому случаю к павильону в спешном порядке - всего за семнадцать дней - пристроили большой танцевальный зал с круглым балконом, спроектированный К. Росси и П. Гонзага. В таком расширенном виде Розовый павильон и сохранялся вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. В 1980 году начались работы по воссозданию павильона и в настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.
С северо-запада к Парадному полю и "Белой березе" примыкают значительно меньшие по площади поросшие лесом участки, называющиеся Старой Сильвией и Новой Сильвией ("Сильвия" в переводе с итальянского - лес). Этот район парка создавался по замыслу В. Ф. Бренны в 1790-х годах. Однако две его части сильно отличаются друг от друга как планировочным решением, так и характером растительности.

Старая Сильвия создана по замыслу Бренны в 1797 году. Это один из совершенно самостоятельных участков пейзажного парка, которые могли бы даже показаться замкнутыми и обособленными, если бы каждый из них не был органически включен в общую систему планировки и оформления парка. Для Старой Сильвии характерна четкость планировочного "рисунка". Так же, как в "Белой березе", здесь предусмотрена система радиальных дорожек, пересекающихся на центральной круглой площадке. Этих дорожек двенадцать, почему и весь участок называется нередко Двенадцатью дорожками. Регулярный характер планировки подчеркнут стриженой растительностью - шпалерами акации, посаженной вдоль дорожек. В целом же Старая Сильвия - лесистый участок, в котором преобладают хвойные деревья. Лишь центральную площадку окружают дубы.

Как и задумал Бренна, в облике Старой Сильвии важнейшая, можно даже сказать, первостепенная роль принадлежит бронзовой скульптуре. Статуя Аполлона Бельведерского в середине круглой площадки воспринимается как композиционный центр всего района, а вокруг бога - покровителя искусств расположено по кругу между аллеями-дорожками двенадцать фигур: девять муз - музыки и красноречия - Евтерпа, трагедии - Мельпомена, комедии - Талия, танца - Терпсихора, любовной поэзии - Эрато, астрономии - Урания, гимнов - Полигимния, пения - Каллиопа, истории - Клио, а также покровитель торговли Меркурий, богиня красоты и изящества - Венера Каллипига и богиня весны и цветов Флора.