Павловск. Пригороды Петербурга

ПАВЛОВСК. Дворец и парк.
часть 3
вперед...



Все эти фигуры были отлиты в мастерских Академии художеств мастерами-литейщиками В. Екимовым, В. Можаевым, Е. Гастеклу по моделям известного ваятеля академика Ф. Гордеева, известного своим участием в скульптурном оформлении Останкинского дворца в Москве, Казанского собора в Петербурге и в создании прославленного "Медного всадника" - памятника Петру I на берегу Невы. Предназначались они для Царского Села, но затем были установлены в Павловском парке.


Скульптура в Старой Сильвии не украшение, не обогащение пейзажа, а неотъемлемая, важнейшая часть его. Она не ограничена лишь изваяниями вокруг центральной площадки. Кроме них, в этом районе, на дорожках, ведущих к Старосильвийским прудам, установлено несколько скульптур Ниобид. Они выполнены по оригиналам известного древнегреческого ваятеля Скопаса, созданным еще в IV веке до нашей эры. Согласно античному мифу, царица Ниобея (иначе - Ниоба), мать многочисленного семейства, осмеяла богиню Латону, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Диана. Разгневанные боги отомстили за Латону, поразив стрелами всех Ниобид - детей Ниобеи. Полные динамики, трагические в своем отчаянии, фигуры несчастных резко контрастируют с полными величавого спокойствия статуями круглой площадки.
Скульптурное убранство этой части парка включает бронзовые фигуры Боргезского бойца и Актеона. Они размещены в конце радиальных дорожек. Одна из них - копия статуи из римской виллы Боргезе, где собрано много ценных произведений искусства, другая создана по модели И. П. Мартоса.
Планируя Старую Сильвию, Бренна, разумеется, рассчитывал на эффект, который даст сочетание цветовых оттенков в зеленом убранстве, включающем и шпалеры из стриженой акации, обрамляющие аллеи, и дубы вокруг центральной площадки, и густую хвою преобладающих здесь деревьев. Аллеи тут мыслились чуть сумрачными - это акцентировано тонким подбором естественных и искусственных красок природного и скульптурного окружения.
Перед тем как Павловск захватили гитлеровцы, статуи Старой Сильвии были зарыты в землю. Благодаря этому их удалось спасти, и после войны бронзовые скульптуры вновь заняли свои прежние места.У южной границы Старой Сильвии расположен "Памятник родителям". От Тройной липовой аллеи к нему подводит извилистая Философская дорожка. Памятник построен в форме эдикулы - небольшого античного храмика, открытого со стороны главного фасада, который решен в виде полукруглой ниши. Пересекающий нишу антаблемент поддерживается двумя колоннами и пилястрами из розового тивдийского мрамора; за колоннами установлена скульптурная группа, изображающая крылатого гения и скорбную женскую фигуру, склонившуюся к двум урнам. Это мемориальное сооружение, посвященное памяти умерших членов семьи Марии Федоровны, было воздвигнуто в 1786 году по проекту, разработанному, по всей вероятности, Н. А. Львовым. Первоначально оно мыслилось как памятник Фредерике, рано умершей сестре Марии Федоровны, однако несколько позднее, после того как скончались отец и мать императрицы - в конце 90-х годов XVIII века, она решила превратить его в общий мемориал ушедшим из жизни родным. Памятник не рассчитан на круговое восприятие. Чтобы по достоинству оценить благородную простоту павильона, окруженного густыми деревьями, посетитель должен был попасть сюда Философской дорожке. Колонны и пилястры из розового мрамора по сторонам полукруглой ниши чуть смягчают строгость его облика, он скорее элегичен, чем суров.
Соавторство в сооружении памятника по праву делит замечательный русский скульптор, творец памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и многих других великолепных скульптурных произведений - Иван Петрович Мартос. Спустя два десятилетия после сооружения павильона, в 1807 году, Мартос украсил его чудесной скульптурной композицией. Задача ваятеля осложнялась тем, что скульптуру предстояло установить не на фоне плоскости, как это большей частью делается, а в глубине полукруглой ниши. Очертаниям этой ниши Мартос с большим искусством подчинил центральную часть композиции, решенную в виде гранитной пирамиды, украшенной медальоном с рельефными портретами герцога и герцогини Вюртембергских, родителей Марии Федоровны. Однако главная часть скульптурной группы Мартоса не эти барельефы, скромные по размерам и значению, а женская фигура, склонившаяся в глубокой печали, с простертыми руками, словно припав в изнеможении к камню, в то время как рука ангела с крыльями срывает покрывало с погребальных урн. Скульптурный рельеф нижней части композиции, аллегорически трактующий темы любви и верности, расчленен Мартосом на три части: боковые соотнесены с фигурами ангела и скорбящей женщины, расположенными над ними, а средняя - с пьедесталом, несущим погребальные урны. Сюжет центрального рельефа - рукопожатие супругов, нашедших друг друга в ином мире - может читаться как утверждение веры в грядущую встречу и новое соединение любящих, смягчающее боль утраты для тех, кто остался на земле.
Перед памятником находится небольшая площадка, в центре которой стоит мраморный античный жертвенник; входом на площадку служат чугунные ворота, декорированные символами траура и печали - изображениями перевернутых факелов. В архитектурных и скульптурных формах памятника, гармонично сочетающихся с природным окружением, превосходно выражено горестное чувство невозвратимой утраты.
В районе Старой Сильвии до войны размещалась и одна из первых павловских построек - охотничий домик "Крик" к нему вела дорожка, идущая в сторону Висконтиева моста, расположенного внизу, под крутым откосом, которым заканчивается береговая терраса.
На той же террасе, но правее, Бренна разместил Каменный Амфитеатр, спланировав его в форме полукруглой ступенчатой площадки из известняка с монументальной скамьей для зрителей наверху.
Над Амфитеатром возвышается мраморная статуя Флоры, установленная на массивном пьедестале, украшенном волютами.
С холма, где расположен Амфитеатр, открывается замечательный вид на долину Славянки, извивающейся среди высоких берегов. Природную ситуацию Бренна эффектно использовал: напротив Каменного Амфитеатра, на левом берегу реки, была устроена сцена - Земляной Амфитеатр.
Конечно, практическое использование этого своеобразного театра целиком зависело от капризов неустойчивой северной погоды, но, когда она позволяла, впечатление от театрального представления многократно усиливалось прекрасной естественной декорацией вокруг. Немало изобретательности проявил архитектор, чтобы использовать "организованную" природу в нужных ему целях. На левом берегу, где находилась сцена, были устроены террасы, соединенные лестницами и украшенные фонтанами, зелень деревьев служила кулисами, а шпалерник отделял места для оркестра. Чтобы устраивать водные пантомимы, даже расширили в этом месте русло реки, образовав небольшой бассейн.
С востока территорию Старой Сильвии ограничивают длинные пруды, Вода, вытекающая из прудов, устремляется здесь с обрыва к Славянке, В этом живописном месте находится романтическая декорация, напоминающая старую полуразрушенную временем балюстраду, украшенную каменными вазами и изваяниями львов, огражденная перилами из березовых стволов.


Все здесь было нарочито "запущено", а вокруг в живописном беспорядке разбросаны обломки античных статуй, колонн, деталей зданий.
Она была создана по проекту В. Ф. Бренны в 1793 - 1794 годах и с тех пор известна под названием Руинного каскада. За каскадом начинается территория Новой Сильвии.



Новая Сильвия в отличие от Старой имеет свободную, пейзажную планировку и сохраняет характер естественного леса - густого и хмурого. Пять длинных дорожек, обсаженных акацией, пересекают всю Новую Сильвию. Они начинаются на площадке, в центре которой стоит бронзовая статуя Аполлона Музагета - предводителя муз. Так же, как статуи Двенадцати дорожек, эта скульптура была отлита из бронзы в 1798 году по по античному оригиналу скульптором Ф. Г. Гордеевым. Бронзовый бог, облаченный в длинные ниспадающие одежды, увенчанный лавровым венком, изображен с древним музыкальным инструментом - кифарой - в руках.
Правее, в глубине лесного массива, расположен павильон-памятник "Супругу-благодетелю", часто именуемый также Мавзолеем Павла I. Это небольшое здание было сооружено в 1806 - 1808 годах по проекту известного петербургского зодчего Тома де Томона - строителя Биржи на стрелке Васильевского острова. А. Н. Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I. Хотя победителем оказался Тома де Томон, Воронихин, как главный архитектор Павловска, также принимал деятельное участие в его создании. Томон всегда уделял первостепенное внимание местоположению своих построек, тщательно рассчитывая, как будут восприниматься они в разных ракурсах и с различных точек зрения. Разумеется, решение архитектора в каждом случае бывало вполне конкретным, целиком зависело от поставленной задачи. Его белоколонная Биржа на Стрелке Васильевского острова, как и весь окружающий ансамбль, прекрасно воспринимается издалека, как неотъемлемая часть панорамы невских берегов. А мавзолей "Супругу-благодетелю" так надежно "спрятан" в чаще, кроны разросшихся деревьев Новой Сильвии, так плотно закрывают его, что можно пройти в нескольких шагах, даже не заметив сооружения.
Такие сооружения, как Памятник родителям и Мавзолей Павла I, придают прилегающим к ним участкам парка элегический характер, созвучный тем сентиментальным настроениям, под влиянием которых развивалось искусство конца XVIII века. Впрочем, и всему ансамблю Павловского парка свойственно настроение тихой грусти, светлой печали, особенно ясно ощущаемое в осеннюю пору.
У выхода из Новой Сильвии через Славянку переброшен каменный мост, носящий название Ново-Сильвийского. Он был построен в 1875 году по проекту архитектора И. Я. Потолова и сменил находившийся здесь ранее деревянный мост. Ново-Сильвийский мост, которому намеренно придан "руинный" характер, эффектно вписывается в панораму долины реки Славянки, за свою красоту называемой в этом месте Красной долиной.
Двигаясь от Ново-Сильвийского моста вдоль Славянки, можно попасть в ту часть долины реки, которая входит в композицию центральной зоны парка, примыкающей к дворцу. Это один из самых красивых районов дворцово-паркового ансамбля. Декоративные сооружения, павильоны, мосты, сочетаясь с богатой по колориту и фактуре растительностью, разнообразят пейзаж долины, делают его нарядным, ярким, запоминающимся. Самые разнообразные мосты можно увидеть в Павловском парке: украшенные изящными решетками, декоративными вазами и скульптурами. Мостики дополняют почти все павильоны в долине реки Славянки, придавая им особую элегантность.
Следующим после Ново-Сильвийского моста выше по течению реки Славянки расположен хорошо вписавшийся в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль пологий каменный арочный Пиль-башенный мост, сооруженный в 1807 - 1808 годах по проекту А. Н. Воронихина и Д. Висконти.

Название мосту дала находящаяся рядом, на берегу Славянки, Пиль-башня, построенная в 1797 году В. Ф. Бренной. Это сооружение изображало "пильную мельницу" у реки, имеющую вид круглой башни с конической крышей, покрытой соломой, и узкой наружной лестницей на подпорах, ведущей на второй этаж. Роспись стен, выполненная П. Гонзагой, создает иллюзию, что перед нами поврежденная временем нарядно украшенная старинная постройка. В конце XVIII века вся местность вокруг казалась сошедшей с пасторальных картин того времени: вращались колеса водяной, "пильной", - отсюда название Пиль-башня - мельницы, журчала вода, отпечаток подчеркнутой запущенности создавал впечатление какого-то богом забытого сельского уголка, и, казалось, не хватает только мельника с помощниками да вереницы подвод, чтобы почувствовать себя в настоящей деревне.
Но стоило подняться по столь же непрезентабельной спиральной лестничке, притулившейся к башне, как посетитель оказывался в изысканном помещении дворцового типа, предназначавшемся для отдыха во время прогулок по парку, декорированном живописью, лепкой, обставленном золоченой мебелью, - и контраст этой нарядности с нарочитым убожеством внешней декорации производил безошибочный эффект. В этом можно убедиться и в наши дни: убранство внутреннего помещения Пиль-башни восстановлено. В нижнем этаже Пиль-башни находились пустые комнаты. В них при Павле Петровиче содержались под стражей камер-пажи за дерзкие шалости или "нерадение ко своим обязанностям". В обиходе Пиль-башню до сих пор называют "Пажеской".
Дальше, вверх по течению Славянки, у Старой Сильвии, расположен Висконтиев мост, у которого находится запруда, образующая перед мостом довольно широкий разлив. Висконтиев мост - один из красивейших в парке - был построен в 1802 - 1803 годах по проекту А. Н. Воронихина каменных дел мастером Д. Висконти; его имя и сохранилось в названии моста.


Построен Висконтиев мост из крупных блоков тесаного камня. Его арка как бы с усилием приподнимает полотно моста, делающее в середине заметный излом. В замках арки - выразительно вылепленные львиные маски. У берегов на высоких, простых по форме пьедесталах установлены большие декоративные вазы из цельных кусков пудостского камня, напоминающие античные кратеры. Впечатление строгой простоты и монументальности, свойственное архитектуре моста, не нарушает и легкая чугунная решетка четкого рисунка. В обиходе мост чаще называют "Рюмочки" - по внешнему виду колоссальных каменных сосудов.
Мосты очень украшают долину Славянки около дворца. Разнообразные по форме и материалу они добавляют живописности прихотливо изгибающемуся руслу реки. Рядом с храмом Дружбы Славянку пересекает Чугунный мост, созданный по проекту К. И. Росси в 1823 году. Отлитый на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, мостик выглядит легким, почти невесомым, особенно по контрасту с каменными устоями, на которых покоится. Покрытый чугунными плитами, мостик чуть выгнут и огражден перилами; их сплетенные обода, скрепленные розетками, создают тонкий, ажурный рисунок. По углам мостик украшен довольно большими декоративными вазами, похожими на чаши, с ручками в виде сплетенных жгутов. В орнамент прямоугольных постаментов ваз архитектор включил изображения дельфинов; легко заметить, что они повторяют детали орнамента фриза Храма дружбы. Это повторение не случайно, оно заставляет яснее почувствовать взаимосвязь и преемственность двух сооружений, составляющих одно художественное целое, хотя по времени создания их отделяет сорок лет.

Горбатый мост Чугунный мост Чёрный мост

Еще ближе к дворцу расположены три моста, спроектированные Ч. Камероном. Самый ранний из них по времени постройки (1778 год) - маленький Горбатый мостик, сложенный из глыб грубо обработанного камня.
В 1801 - 1802 годах был построен Черный мост,а в 1799 году Ч. Камерон одновременно с сооружением Холодной ванны построил мост Кентавров, названный так после того, как в середине 1800-х годов его украсили скульптурами кентавров - мраморными копиями античных оригиналов.
Долина Славянки проектировалась Ч. Камероном как пейзажное ядро Павловского парка. Камерон создал и проекты большинства находящихся здесь парковых сооружений. Возле моста Кентавров под деревьями стоит павильон в форме купольной ротонды, к которой примыкает прямоугольная пристройка, увенчанная фронтоном. Это Холодная баня, построенная по проекту Ч. Камерона в 1799 году. Несмотря на небольшие размеры и чисто утилитарное назначение, павильон производит впечатление монументального сооружения и воспринимается как важный архитектурный элемент художественного решения одного из парковых уголков. Это достигается внушительными пропорциями и обобщенной формой здания, преобладанием на фасадах гладких, скупо декорированных стен.
На противоположном берегу реки шумит листвой Семейная роща, которая образовалась из деревьев, высаженных в честь рождения членов семьи Павла I.
У спуска к Холодной бане находятся небольшие входные чугунные ворота. В свое время они стояли у входа в парк со стороны Садовой улицы. Это небольшие ворота (созданные, вероятно, К. И. Росси), пилоны которых венчают низкие и широкие вазы с фруктами, тоже отлитые из чугуна.
В 1788 году Павел Петрович подарил село Павловское своей супруге Марии Федоровне, которая, впрочем не без оснований, считала себя истинной ценительницей и покровительницей искусств. Павловский парк, по ее мнению, должен был стать русской обителью муз. По её замыслу Камерон проектирует величественную колоннаду с бронзовой фигурой предводителя муз Аполлона Бельведерского в центре.
Этот прекрасный древний символ красоты, поэзии и искусства и позже не однажды повторялся в Павловском парке - то в образе предводителя священного хоровода муз в композиции Двенадцати Дорожек, то в фигуре божественного юноши при входе в загадочные аллеи Новой Сильвии. Но Колоннада Аполлона была первой. Статуя Аполлона Бельведерского, созданная по античному образцу скульптором Ф. Г. Гордеевым, находится в центре кольцевой колоннады, состоящей из парных дорических колонн, поддерживающих массивный антаблемент. Колоннада - одно из самых совершенных произведений Камерона, как это ни удивительно, не сразу нашла свое место в структуре парка. Первоначально её собирались установить на левом берегу Славянки, в зарослях кустарника, там, где впоследствии была выстроена Холодная баня. Затем её решили возвести на высоком берегу, посреди открытого луга, что наиболее полно соответствовало представлениям древних греков о возведении храмов, посвященных Аполлону. Молодые посадки вокруг святилища должны были имитировать священные рощи древности. Именно так первоначально, после постройки, в 1781 - 1783 годах, и располагалась Колоннада.
Но затем, в 1800 году, по настоянию Павла, желавшего постоянно видеть храм Аполлона из окон дворцовых покоев, Колоннаду перенесли на новое место, на крутой склон левого берега Славянки, напротив дворца. Камерон решительно воспротивился этой идее, и проект установки Колоннады на новом месте пришлось поручить другому архитектору - Кваренги. Колоннаду, теперь уже стоящую на высоком холме, олицетворяющем легендарную гору Парнас - обиталище Аполлона, дополнили каскадом, который ассоциировался с дарящим поэтическое вдохновение Кастальским ключом.
Воплощение этого романтического замысла привело к катастрофе. Когда Ч. Камерона вновь пригласили в Павловск, он обратил внимание, что почва в том месте, куда перенесли колоннаду, сыра и ненадежна, ибо здесь проходила канава водоотлива от верхних прудов. Архитектор обратился к инженеру-гидравлику де Фризе с просьбой не пускать воду до тех пор, пока не будет проложена труба. Просьбой пренебрегли - и через несколько лет сырость сделала свое дело. Однажды во время грозы, летом 1817 года подмытый водами ручья фундамент не выдержал, и часть Колоннады рухнула. Однако здесь произошел тот редкий случай, когда беда в конечном итоге не нарушила, а, наоборот, подчеркнула художественное своеобразие сооружения. При осмотре рухнувшей колоннады обратили внимание, как живописно разбросаны вокруг руины, напоминая античные развалины. Подобные пейзажи были тогда чрезвычайно модными, поэтому решили колоннаду не восстанавливать: в полуразрушенном виде она казалась особенно романтичной и поэтичной. Живописно разбросанные грозой обломки оставили на месте их драматического падения. Такой видим мы колоннаду и в наши дни.Недалеко от Колоннады Аполлона, за прудом, начинается один из самых больших районов парка - Большая звезда. Проектируя его, Ч. Камерон использовал ту же систему радиальных просек-аллей, сходящихся на центральной круглой площади, которая служит основой планировки Белой березы и Старой Сильвии. В. Ф. Бренна дополнил эту планировку, проложив несколько извилистых живописных дорожек и ряд прямых аллей, пересекающихся на площадках правильных очертаний. В результате план этого района парка стал напоминать звезду, что и определило его название.
В центре Большой звезды В. Ф. Бренна, использовав проект Ч. Камерона, возвел в 1799 - 1800 годах так называемый Круглый зал, или Музыкальный салон, имеющий вид небольшого здания с апсидами на торцах и четырехколонными ионическими портиками на фасадах. Павильон предназначался для проведения интимных музыкальных вечеров в узком кругу избранных. Почти сразу он стал центром музыкальной жизни старого Павловска и продолжал традиции, которые ревниво поддерживались владелицей Павловска Марией Фёдоровной.
Здесь, в Музыкальном павильоне, в 1839 году был впервые исполнен знаменитый "Вальс-фантазия" М. И. Глинки, долгое время называвшийся "Павловским вальсом". Кстати, самому павильону с названиями везло. Первоначально это было Зало, или Новое зало. Затем его стали называть Круглым залом, или Музыкальным салоном. Затем он получил эквивалентное французское имя Салон де музик (Salon de musique), что привело к появлению простого, доступного пониманию павловского обывателя, курьёзного имени "Солёный Мужик". После постройки вокзала, в павильоне размещалось кафе.
Большая звезда представляет собой лесной массив, разнообразный по характеру и плотности растительности, с большими полянами и многочисленными прудами. Здесь почти нет искусственных сооружений. Кроме Круглого зала, в одном из самых живописных участков района, на мысу между двумя прудами, располагался в прошлом павильон под названием Новое шале. Он, как и Старое шале, напоминал снаружи бедную хижину, крытую соломой. Еще в начале XX века эта постройка сильно пострадала от пожара, а затем и вовсе исчезла. Память о ней сохранилась в названии Новошалейных прудов, соединяющихся с Круглозальными и Краснодолинными прудами в одну сложную, разветвленную водную систему, придающую особую прелесть парковым пейзажам.
В конце 30-х годов XIX века произошло событие, которое дало новый импульс развитию этих мест: 30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге; сначала от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга. Рельсы пролегли прямо через территорию парка, рассекая надвое обширный район Большой звезды, они тянулись совсем рядом с Музыкальным залом. После того как через район Большой звезды была проведена железная дорога, эта часть парка утратила свой первоначальный характер.
В мае 1838 года открылось здание Павловского вокзала, которому суждено было сыграть важную роль в русской культурной жизни XIX века. Вокзал был устроен почти на берегу Славянки, всего в нескольких минутах ходьбы от дворца, возле прудов, выкопанных в 1790-х годах в южной части Большой звезды (именно поэтому пруды и получили название Вокзальных). Автором проекта был крупный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865), строитель многих известных сооружений, украшающих центр Петербурга. Большое каменное здание Павловского вокзала с расходящимися полукруглыми крыльями выглядело весьма импозантно. По размерам, оформлению, обилию и разнообразию помещений оно далеко выходило за пределы обычных представлений о железнодорожной станции, да и предназначалось практически не только для приобретения билетов и ожидания поезда. Наоборот, здесь было сделано все, чтобы привлечь публику не на считанные минуты, а на долгие часы: при вокзале имелся не только обязательный ресторан, не только сад с фонтанами для отдыха, но и большой концертный зал, рассчитанный на несколько сот человек. Первоначально концертной эстрады не было: оркестр располагался на хорах и играл во время обеда, а вечерами - для танцев. Именно с такой чисто развлекательной программы началась история Павловского музыкального вокзала. Вскоре здесь стали организовывать настоящие концерты, куда публика приходила специально, чтобы слушать музыку, а не наслаждаться приятным звуковым десертом после сытного обеда. Появилась эстрада, стулья выстроились в ряды, за пюпитрами заняли места первоклассные скрипачи, виолончелисты, и постепенно концерты в Павловском вокзале стали привлекать все более разнообразную аудиторию. Первоначально исполнялась преимущественно танцевальная музыка: вальсы, польки, галопы, но со временем прочное место в репертуаре заняли и серьезные симфонические произведения крупных форм. Павловские концерты были столь популярными, что многие приезжали сюда из столицы только для того, чтобы побывать на них. Все возрастающий интерес к музыкальным вечерам отразился и на уровне исполнения: если вначале слух публики, в достаточной мере случайной и разношерстной, услаждали спрятанные на хорах и отнюдь не первоклассные небольшие оркестры - военный, тирольский, цыганский, то позднее они уступили место концертным ансамблям, мастерство которых отвечало самым высоким требованиям. В числе дирижеров, руководивших оркестром в Павловске, были музыканты с европейским именем - И. Лабицкий, Г. Герман, братья Гунгли, а позднее В. Главач, Л. Ауэр, известные композиторы А. Глазунов, А. Лядов и многие другие.
В течение шестнадцати лет, с 1856 по 1872 год, с некоторыми перерывами, выступал в Павловске замечательный австрийский композитор, "король вальса", - Иоганн Штраус, под руководством которого оркестр достиг высокой степени совершенства. Гость из Австрии в бытность его в Павловске немало сделал для пропаганды русской музыки. Он охотно включал в программы произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова. Под его руководством состоялось одно из первых публичных исполнений сочинений П. И. Чайковского: в 1865 году оркестр сыграл "Танцы сенных девушек" молодого композитора. В свою очередь, сам Штраус испытал глубокое влияние русской музыкальной - и не только музыкальной - культуры. О годах, проведенных в России, он впоследствии вспоминал с радостью и нежностью, а впечатления о Павловске стали для него источником творческого вдохновения, воплотившись в чудесные мелодии.
Музыкальные вечера в Павловском вокзале (его чаще называли "курзал", то есть зал отдыха) продолжались свыше ста лет, и роль их в развитии отечественной культуры трудно переоценить. Концертный зал Павловска называли первой русской филармонией, музыкальным оазисом Петербурга. На его Эстраде выступали не только выдающиеся дирижеры. Здесь не раз звучал могучий голос Ф. И. Шаляпина, здесь пели известные вокалисты И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, М. Долина, И. Тартаков, А. Вяльцева, играли инструменталисты: скрипач И. Смит, виолончелисты А. Вержбилович, Э. Жакобс и другие видные мастера музыкального искусства.
В конце 1870-х годов недалеко от вокзала по проекту архитектора Н. Л. Бенуа возвели деревянный театр. Здесь выступали с концертами замечательные русские певцы Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а в драматических спектаклях принимали участие М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. М. Юрьев, А. А. Яблочкина и другие известные актеры. Вокзал и театр сыграли видную роль в утверждении своеобразных культурных традиций Павловска.
Старый вокзал и театр не сохранились до наших дней. Теперь на их месте - участок аттракционов. Рядом находится и главный вход в парк со стороны города.
Каждый уголок Павловского парка является центром какого-то пейзажа, отражением определенного настроения. Спокойная величавость природы подчеркивает изящную красоту архитектурных ансамблей.