Гатчина. Пригороды Петербурга

Гатчина. Дворцовый парк.часть 2

В начало...

За углом правого (Арсенального) каре начинается Дворцовый парк. Парк распланирован в системе прихотливо переплетенных речек и озер. Перепады высот между прудами и вздымающимися островами позволяют вести обзор тех или иных построек, уголков парка как бы с высоты птичьего полета. Снизу от озер видны прекрасные берега, холмы, изогнутые мосты, террасы и смотровые площадки. В решении отдельных частей парка органично сочетаются регулярный и пейзажный стили. Озера, многочисленные поляны и луга связаны аллеями. С восточной стороны ко дворцу примыкают три регулярных сада, разбитых в 1794 - 1795 годах: Собственный, Верхний и Нижний Голландские сады, расположенные на террасах, спускающихся к Карпину пруду.В 90-х годах XVIII века в парке вырыли искусственные пруды необычной формы: Ковш у Адмиралтейства, Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый в Ботанических садах, Овальный у Лесной оранжереи. Карпин пруд, напоминавший линиями берегов кувшин, был выкопан на месте глубокого рва между Серебряным озером и Большой першпективной улицей (ныне проспектом Павла I). Вынутая при работах земля шла на подсыпку и выравнивание террас, соединенных между собой четырнадцатью каменными лестницами.

Нижний Голландский сад лежит ниже уровня дворца и соединен лестницами с Верхним Голландским садом. Нижний Голландский сад распланировали по образцу голландских садов с фигурными цветочными партерами, которые весной засаживались тюльпанами. Цветники были окаймлены низко подстриженным кустарником, прямые дорожки покрыты толченым кирпичом. Сад украшали три привезенные из Италии мраморные статуи (копия с "Амазонки" Поликлета, "Молодой сатир" и "Марс"). "Амазонка" и "Юный Марс" - сохранились доныне. В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде.
В основу планировки Верхнего сада, куда ведет каменная лестница из Нижнего, также положен принцип "регулярности": на месте пересечения симметрично идущих дорожек находятся круглые площадки, на одной из которых была поставлена статуя Афины работы итальянского мастера XVIII века. Некогда в саду летом стояли ряды штамбовых деревьев в кадках. А в XIX веке вдоль террас были посажены клены, придающие осенью особую яркую нарядность склонам. Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду.
По южной границе Верхнего сада от дворца до площади Коннетабля тянется созданный одновременно с Голландскими Липовый сад; он раскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом, огибающим дворцовый плац. Здесь росли по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах. Узловатые стволы вековых деревьев напоминают о старом обычае подстригать кроны в виде правильных геометрических фигур: шара, куба, конуса.
Нижний и верхний ботанические сады расположены на террасах с Круглым и Восьмигранным прудами в центре. Ботанические сады создавались под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Они предполагались как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды - Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. Дорожки, пересекаясь под прямым углом, делят сады на квадраты. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, - вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами. На небольшой насыпной террасе между Арсенальным каре и Часовой башней В. Бренна устроил в 1797 году Собственный сад. Для него пришлось соорудить каменную подпорную стену. В сад можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса.
Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, образующие крытые тенистые переходы. Планировка садика крайне проста: в центре - круглая площадка, на которой возвышается фигура Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб) сатиров и вакханок.От площадки звездой отходят радиальные аллеи, обрамленные стрижеными шпалерами и боскетами. Возле центрального корпуса дворца соорудили (1794 г.) террасу, перед ней стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня.
Угловая часть, обращенная в сторону Карпина пруда, решена наподобие балкона; ее ограждает балюстрада из пудостского камня, а вниз уходит высокая подпорная стенка, облицованная тем же известняком. Отсюда открывается великолепный вид на парк.
Сады, расположенные на террасах, типичны для Италии, и ,если учесть, что не только Ринальди, но и Бренна, при котором эти ближайшие к дворцу части парка получили окончательное оформление, были итальянцами, то можно с известной долей уверенности предполагать непосредственное участие последнего в их создании. В годы после Великой Отечественной войны сады были восстановлены по старым планам, и сохраненная в земле скульптура снова поставлена на свои места. От Собственного сада дорожка ведет вниз к Карпинскому пруду и Серебряному озеру. Между ними находится одно из наиболее ранних сооружений парка - Восьмигранный колодец. Бьющий из земли естественный родник заключен в гранитную чашу сложного и в то же время изысканного барочного рисунка. Раньше из этого колодца брали воду для питья. Возникновение этого бассейна-колодца относится к 1770-м годам, и, вполне возможно, автором его был А. Ринальди. Излишки родниковой воды стекали в Серебряное озеро, а в колодце отражались небо и густые заросли сирени. Небольшой бассейн (его длина и ширина по наружному краю менее восьми метров, а глубина чуть больше двух) является существенной деталью в планировке парка, т. к. паркоустроители XVIII века считали, что "вода в пейзаже - это зеркало в доме или глаза на лице человека". Воды в пейзаже Гатчинского парка много и она весьма разнообразна: спокойные пруды, веселые ручьи, речки - то тихие с заводями, то бурливые с водопадами, каналы и главное украшение этого места - озера.
Серебряное озеро питают настолько мощные подземные ключи, что оно не замерзает и зимой, а вода в нем так чиста и прозрачна, что, несмотря на глубину 7,5 метра, отлично видно дно, покрытое слоем зеленоватой глины, придающей воде серебристо-изумрудный оттенок. Оно соединено протокой с самым большим в Гатчине Белым озером (площадью 143 гектара).
К берегу Серебряного озера был выведен подземный ход из дворца, который заканчивался здесь гротом, известным под названием "Эхо". Подземный ход, созданный одновременно с постройкой дворца Ринальди, обладает особым акустическим свойством - многократно повторять произведенные в нем звуки. Пол в нем выстлан плитняком, а наружная арка грота сложена из массивных, грубо отесанных камней. Наличие протяженного подземного хода еще больше при давало Гатчинскому дворцу характер средневекового замка, а грот как декоративное сооружение был почти необходимой принадлежностью тогдашнего парка. На покатом берегу расстилается широкий Серебряный луг, по сторонам которого высились два исполинских дуба. Эти деревья с необычно широко раскинувшимися ветвями были искусно срощены из нескольких молодых дубков. К сожалению, до настоящего времени дожил лишь один из них.
Сюда в сторону луга выходит парковый фасад дворца, подчеркнутый двумя пятигранными башнями: слева (если смотреть на дворец с луга) - Часовая, справа - Сигнальная. Первоначально этот фасад считался главным. К входу ведет пологая лестница, растянувшаяся почти на всю ширину фасада и повторяющая его центральный выступ с двумя строгими колоннами, которые поддерживают балкон с красивой при всей ее простоте, кованой решеткой. По сторонам портика, как и у дворового фасада - аллегорические статуи Д. Маркиори и И. Морлейтера "Война" и "Мир", поставленные здесь еще в 1770 году. С именем А. Ринальди связан один из немногих мемориальных памятников парка - Чесменский обелиск, находящийся поблизости от дворца на закругленной оконечности узкого, сильно выдающегося в Белое озеро мыса.
Согласно преданию, владелец здешних мест Г. Г. Орлов приказал воздвигнуть монумент в честь своего брата Алексея, под командованием которого русская эскадра уничтожила турецкий флот в Чесменской бухте 26 июня 1770 года. Стройный светлый обелиск высотой 13,4 метра хорошо просматривается с различных мест парка и оживляет окружающие пейзажи. Если же подойти к нему почти вплотную, можно разглядеть, что при его сооружении использованы разные сорта мрамора множества оттенков: четырехгранный, сужающийся кверху обелиск вытесан из бледно-розового олонецкого мрамора, под ним плинт и профилированное основание - из красного тивдийского, а на пьедестале темно-серый с прожилками сибирский мрамор оттеняет сероватый рускольский. И хотя на большом расстоянии это цветовое разнообразие теряется, оно достигает определенной цели - придает сооружению легкость и усиливает выразительность силуэта. Утонченная прорисовка силуэта обелиска, его движение вверх, соединение контрастных по фактуре гранита и мрамора, но близких в цветовой нюансировке, нерасторжимость с пейзажем выявляют почерк, характерный для Ринальди.
Западный берег Белого озера, густо поросший различными породами деревьев, распланирован в духе пейзажного парка, так что порой некоторые его участки производят впечатление дикорастущего леса. У Топкого острова было начато сооружение по проекту А. Захарова бассейна для купания, или Холодной ванны; ее дно и спуск в воду сделали из камней, а каскады, устроенные плотинами, подпирающими Белое озеро, обеспечивали непрерывный водообмен. Рядом с Холодной ванной сохранились прямоугольные столбы Глухих ворот. Вдоль берега озера извиваются тропинки и дорожки, которые ведут к Лесной оранжерее. Первоначально, судя по чертежам конца XVIII века, здание имело высокую кровлю с переломом и мансардными окнами над ризалитами. В здании оранжереи есть черты, напоминающие Дворцовые конюшни, и не случайно автором считают В. Бренну. Работы по возведению одноэтажного здания осуществлялись под руководством каменных дел мастером Д. Висконти. Оранжерея построена в 1794 - 1796 годах, а называть ее Лесной оранжереей стали только в XIX веке. В оранжерее выращивали и хранили декоративные растения, которые летом выставляли в кадках на аллеях парка и украшали залы дворца. Здание Лесной оранжереи перестраивалось в 1848 году под руководством А. М. Байкова. Оранжерея была сожжена во время фашистской оккупации, остались лишь кирпичные стены, облицованные местным камнем. И все же очевидно благородство пропорций этого здания, его монументальность при сравнительно небольших размерах. Фасадная стена прорезана пятью арочными проемами, угловые части обработаны рустом. В настоящее время готовится реставрация оранжереи.
Около дороги, ведущей в Сильвию, на поляне стоит мраморная колонна, увенчанная изображением орла; она так и называется - колонна Орла. Существует предание, что на этом месте упал орел, метко подстреленный Павлом I, но это противоречит несомненному, подтвержденному документами факту: колонна была установлена здесь по заказу Екатерины II в 1770-х годах, задолго до перехода Гатчины в собственность Павла. Более того, известно, что эта шестиметровая колонна была изготовлена в Петербурге в мастерских Конторы строения Исаакиевского собора, первым автором которого был Ринальди. Вначале колонну предполагалось поставить в Царском Селе, но в 1770 году ее вместе с пьедесталом и "со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором" перевезли в Гатчину и установили в парке на невысоком насыпном холме. Вероятно, колонна имела аллегорическое значение, так как изображение орла входило в фамильный герб Орловых. В середине XIX века колонна настолько обветшала, что грозила падением. В 1850-х гг. ее разобрали до основания и заменили новой, исполненной в тех же пропорциях из аналогичного белого с серыми прожилками мрамора. Мраморную фигуру орла оставили старую, тщательно ее отреставрировав. Во время Великой Отечественной войны она превратилась в бесформенный кусок мрамора. В послевоенные годы фигура орла восстановлена по сохранившимся изображениям и поставлена на место. От колонны Орла в сторону Белого озера идет обсаженная елями просека, в конце которой виден стоящий на Длинном острове залитый светом павильон Орла или, как его еще называли, Темпль. По преданию, именно отсюда стрелял Павел I в орла, упавшего там, где стоит колонна. Считается, что павильон построен по проекту В. Бренны, хотя ни авторских чертежей, ни уточняющих документов пока не найдено.
Круглый в плане павильон-ротонда, несмотря на небольшие размеры (высота его 7,1 метра), монументален и прекрасно смотрится издали благодаря компактному объему, хорошо найденным пропорциям, а также и потому, что поднят над уровнем земли на специальную площадку - стилобат. Задняя половина ротонды ограничена глухой стеной с нишами и перекрыта полукуполом. Другую половину ротонды, обращенную в сторону озера, образуют десять попарно стоящих мраморных колонн тосканского ордера, на которых лежит классический антаблемент. Над центральной частью колоннады возвышается также мраморная фигура орла со щитом и вензелем Павла I. Павильон сильно пострадал во время Великой Отечественной войны от разорвавшейся вблизи фугасной бомбы, но в 1969 - 1972 годах полностью реставрирован по проекту А. Н. Наумовой.
Колпанка, или как ее раньше называли, Пильная речка, так как на ее берегу у запруды находилась лесопилка, приводившаяся в действие водой, протекает по границе Сильвии и Зверинца - большого лесопарка площадью около 400 гектаров. Начало устройства Зверинца как охотничьего заповедника относится к 1760-м годам, когда в глухом лесу, расположенном к северу от Гатчинской мызы, стали по определенному плану прорубать прямые просеки и устраивать загоны для зверей. В конце XVIII - первой половине XIX веков работы по благоустройству и осушению Зверинца продолжались, увеличилась его огороженная территория, были выкопаны пруды для водопоя, устроены кормушки. Специальные участки отвели для оленей и ланей. Во второй половине XIX века, когда царская охота переместилась из Петергофа в Гатчину, Зверинцу уделяли особое внимание.
В период Великой Отечественной войны в лесопарке было вырублено много деревьев, мосты разрушены, дренажная система запущена, что привело к частичной заболоченности. И все же Зверинец по сей день имеет много привлекательных черт: тенистые рощи чередуются с полянами так естественно, что человек чувствует себя ближе к природе, здесь постепенно осуществляется переход от цивилизованного Дворцового парка к окружающим Гатчину лесам.
В невысокой каменной стене, отделяющей Зверинец от северной части Дворцового парка, находятся Зверинские ворота. Их создание можно отнести к 1780-м годам. Автор проекта пока неизвестен, существует лишь документ о том, что строительные работы вел каменных дел мастер К. А. Пластинин. Ворота очень просты: два пилона завершены шарами, вытесанными из пудостского камня; между пилонами - сквозные кованые створки с прутьями в виде копий. В XIX веке ворота называли также Большими Железными. К ним примыкает ограда из пудостского камня, чуть западнее ворот в конце XVIII века часть каменной ограды была заменена металлической решеткой. В 1881 году по проекту Л. Шперера возле ворот поставили каменную "караулку" - небольшой дом для сторожа.
это остальной текст поста