Гатчина. Пригороды Петербурга

ГАТЧИНА
Дворцовый парк

часть 1

Упоминание о Гатчине содержится в писцовой книге 1499 г. как село Хотчино. После победы в Северной войне многие знатные вельможи использовали местные угодья для охоты. В 1766 г. было начато строительство дворца и одновременно создание парка. К 1765 году, когда Гатчинская мыза была подарена Екатериной II Г. Г. Орлову, на территории усадьбы к северо-востоку от Белого озера стоял бревенчатый одноэтажный на высоких подвалах барский дом и несколько хозяйственных построек, которые не могли удовлетворить потребности и не соответствовали вкусу вельможи, если не самого богатого, то самого влиятельного в России тех лет. Орлов остановил свой выбор на наиболее известном и талантливом архитекторе - Антонио Ринальди, приехавшем из Италии в 1751 году и в 1760-х годах работавшем над созданием "Собственной дачи" Екатерины II в Ораниенбауме. Перед архитектором стояла задача построить своего рода охотничий замок для любившего псовую охоту вельможного владельца. Ринальди был мастером переходного периода в архитектуре, когда в прошлое уходили формы пышного и затейливого барокко, а на смену им формировались принципы нового стиля - классицизма, которому свойственны благородная простота и строгое величие.


В архитектуре Гатчинского дворца до его разрушения немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны можно было проследить особенности стиля раннего классицизма - симметричность композиции, четкость поэтажных членений, простоту декора фасадов, Эти черты присущи большинству и частных, и общественных построек второй половины XVIII столетия, но замок в Гатчине отличается необычностью облицовочного материла.Со времен Петра I у работавших в России зодчих вошло в обычай кирпичные стены штукатурить и окрашивать тем или иным колером, оставляя, как правило, белыми различные архитектурные детали. Получив профессиональное образование в Италии, где наиболее известные сооружения со времен древнего Рима сложены из камня, фактуру которого не принято было скрывать, Ринальди сохранил любовь к этому материалу. Для своих построек, как например Мраморный дворец в Петербурге, он всегда использовал камень, который добывали в России. Для Гатчинского дворца архитектор избрал красивый желтовато-серый известняк, добывавшийся главным образом поблизости, около деревни Пудость. Особо ценным качеством этого камня является то, что во время ломки он сравнительно мягок и легок для обработки, но со временем на воздухе приобретает особую твердость и прочность. Ринальди сумел использовать высокие художественные качества этого камня, что прекрасно охарактеризовано А. В. Луначарским в одной из его статей: "Архитектура Гатчинского дворца была бы строгой и даже сумрачной, как-то своеобразно напоминая и суровые дворцы Италии (типа Питти), и угрюмые замки северных дворцов-крепостей, если бы ему не придавал совершенно своеобразную прелесть изумительный материал, использованный Ринальди, найденный тут же неподалеку от Гатчины, - пудостский камень... Самое прекрасное в пудостском камне - его цвет, светло-серый, почти цвет туманного неба. На фоне этого северного неба замок кажется воздушным, почти призрачным, необыкновенно легким. Суровое и строгое здание, превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о себе самом, оно окружено задумчивостью прошлого...". Камень еще имеет замечательное свойство изменять тон в зависимости от освещения. Стены дворца кажутся теплыми золотистыми в ярком солнечном свете, а в пасмурные дни приобретают холодный стальной оттенок.В композиционном решении автор использовал широко распространенную в XVIII веке усадебную схему дома, расположенного между парадным двором и садом. К главному трехэтажному корпусу со стороны парка по углам примыкают пятиугольные башни - Часовая и Сигнальная, которые первоначально лишь на один ярус возвышались над основным массивом дворца. В середине нижнего этажа был сквозной проход через вестибюль, соединявший двор с парком. От торцовых стен, обрамляя двор, отходили двухэтажные, изогнутые по дуге флигеля, в верхнем этаже которых находились открытые галереи лоджии. Эти флигеля замыкались одноэтажными квадратными в плане корпусами-каре с большими внутренними дворами, имевшими подсобное, хозяйственное назначение. Соответственно одно каре называлось Кухонным, а другое - Конюшенным (позднее - Арсенальным). На каждом углу низких широких корпусов каре архитектор поставил по восьмиугольной башне. В значительной мере именно эта многобашенность придавала Гатчинскому дворцу характер замка.

Дворец был заложен на возвышенном берегу Серебряного озера 30 мая 1766 года, как это значится на сохранившейся медной доске, укрепленной над входом. Через два года стены его возвели под кровлю, но отделочные работы продолжались вплоть до 1781 года. Фасад в нижнем этаже расчленен пилястрами тосканского ордера, во втором этаже - ионического, а в третьем - лопатками. Рукой большого мастера прорисованы наличники окон среднего, парадного этажа. Скромную и даже строгую обработку фасада смягчают стоящие у входа мраморные аллегорические статуи "Бдительность" и "Справедливость", исполненные венецианскими скульпторами XVIII века Д. Маркиори и И. Морлейтером.

Внутренняя отделка парадных залов и жилых комнат отличалась особой изысканностью и считалась одним из лучших образцов отделки Ринальди-декоратора. Тончайшая лепка в виде цветочных гирлянд и венков, легкая роспись на стенах и потолках, удивительные по разнообразию рисунка и подбору древесных пород паркеты давали представление об изобретательности и таланте их автора. Дворец строился в живописной местности, поросшей густым хвойным лесом с множеством прозрачных озер: Серебряное, Белое, Черное озера, соединенных между собой протоками. Место для него было выбрано на возвышенном берегу Серебряного озера, отделенного узким перешейком - Длинным островом - от центрального из гатчинских озер - Белого.
Одновременно на берегах озер началось устройство Английского сада - первого пейзажного парка в России. Во второй половине XVIII века затейливые сады русского барокко стали уступать место садам и паркам, подражающим естественной природе. Родиной пейзажного стиля была Англия. Именно в стилистике английского пейзажного парка начал формироваться гатчинский ландшафтный парк. Окрестности дворца как будто самой природой предназначены для создания обширного пейзажного парка. Аллеи, напоминающие случайно протоптанные дорожки, естественно пролегли вокруг Белого и Серебряного озер, соединили дворец с парковыми павильонами и монументами. Мосты и пристани из того же светлого местного камня, что и замок, органически связаны с главным зданием, доминирующим над всем окружающим.
Почти одновременно начались работы на огромной территории Дворцового парка (143 гектара) и охотничьего заповедника Зверинца (около 400 гектаров). Есть сведения, что в июне 1770 года петербургской Конторой строения были посланы для садовых работ в Гатчине четыре человека, "кои уже в садовой науке довольно упражнялись". Но вскоре там появился садовый мастер шотландец Джон Буш, который известен своими работами в Царском Селе. Из Петергофа были присланы садовые ученики Лев Иванов, Алексей Кряжев, Василий Колупаев, Иван Лебедев. На земляных работах трудились тысячи крестьян из приписанных к Гатчине деревень. Судя по всему, Буш и Ринальди нашли общий язык, и их сотрудничество дало прекрасные результаты. Основой преобразований окрестного пейзажа стали Белое и Серебряное озера. Необходимо было изменить очертания берегов и укрепить их. Для этого углубляли дно, рыли каналы, насыпали холмы, создавали искусственные острова на Белом озере за островом Любви вдоль береговой аллеи: Еловый, Сосновый, Березовый, Пихтовый (Круглый), Плавучий. С севера-запада на юго-восток Белое озеро рассекает Длинный остров, за ним, ближе к истоку речки Гатчинки (Теплой), - Захаров остров, а далее - Топкий.
Болотистые участки осушали посредством каналов.В создаваемом парке его авторы сохранили преобладающие в местном пейзаже хвойные деревья, в то же время тысячи других пород, которых не было раньше в этих местах, - "разных мер деревьев, липовых, дубовых, ясенных и вязовых", а также клены, лиственницы, серебристые ивы - завозились, преимущественно из Новгородской губернии и Москвы. Из них создавались необыкновенно красивые композиции, построенные на сочетании темных и светлых тонов зелени, переходов от более густых оттенков к нежно-салатовым и серебристым. Особенно красивы деревья осенью, когда все кругом расцвечено золотыми и багряными красками.
Отдельные парковые павильоны и памятники органически вписались в окружающий пейзаж, умело созданный большим художником. Помимо деревянных оранжерей и беседок, из долговечных материалов сооружены: Чесменский обелиск, колонна Орла и Восьмигранный колодец. К началу 1780-х годов полностью определился характер парка вокруг Белого озера, панорама которого стала лучшим его украшением.
После смерти Орлова в 1783 году Гатчина была куплена у его братьев Екатериной II и подарена вел. князю Павлу Петровичу, который сделал загородный охотничий замок своей резиденцией. Павел превратил Гатчину в образец будущего устройства всей Российской империи. Дворец стал поразительно напоминать крепость, так как около него появились рвы и бастионы с пушками, парадный двор был превращен в плац. Тринадцать лет провел здесь Павел Петрович "гатчинским затворником", дожидаясь своего часа вступления на престол.





Несмотря на суровый замковый облик Гатчины, ее владелец уделял внимание и украшению своей резиденции. Во время поездки по Европе в 1782 году Павла привлекла роскошь французских загородных дворцов Версаля и Шантийи, По возвращении на родину он захотел в какой-то мере уподобить им свою любимую Гатчину. До вступления на престол Павел был ограничен в средствах, поэтому, пока продолжалось активное строительство второй его резиденции - Павловска, он не мог себе позволить значительных трат. В начале 1790-х годов в Гатчинском парке появился ряд небольших сооружений - павильон Орла, павильон Венеры с террасами на острове Любви, Березовый домик, Адмиралтейство; начали строить каменные мосты через каналы и протоки. Близ парка возвели обелиск Коннетабль. Вопрос об авторстве большинства построек тех лет до сих пор не решен из-за недостатка документальных данных. Ринальди к тому времени уже уехал из России, а при дворе Павла Петровича с 1792 года поселился крупнейший русский архитектор В. И. Баженов. Известно, что он разрабатывал проект реконструкции Гатчинского дворца; им создано несколько вариантов, один другого значительнее. Все они остались неосуществленными, но несомненна близость плана и фасада одного из запроектированных здесь корпусов с Михайловским (Инженерным) замком, который в самом конце XVIII века начали строить в Петербурге. Помимо Баженова, на службе у Павла находился его любимый архитектор В. Бренна и именно ему была поручена перестройка Гатчинского дворца, когда Павел Петрович стал императором. Бренна не обладал глубиной творческой мысли, которая пленяет в проектах Баженова. Перед ним стояла вполне конкретная задача - расширить дворец и сделать его более парадным. В 1796 - 1798 годах В. Бренна разобрал начавшие разрушаться открытые лоджии дугообразных флигелей и превратил их в застекленные галереи, что, безусловно, более подходило для нашего северного климата, и одновременно полностью видоизменил отделку большинства помещений в соответствии с требованиями и вкусами монарха.
Тогда же Бренна надстроил оба каре, приспосабливая их для жилья членов царской семьи и многочисленных придворных. В Дворцовом парке в это время создаются участки, распланированные в духе регулярных французских садов - с прямыми, симметрично проложенными аллеями, стрижеными деревьями и кустарниками, орнаментальными цветочными партерами. Таковы Собственный садик, примыкающий к восточному крылу дворца, Ботанический, Верхний и Нижний Голландские сады, а также в значительной мере Сильвия, находящаяся к северо-западу от дворца. Остальная часть парка продолжала оставаться пейзажной. В конце XVIII века над его устройством работали садовые мастера К. Шпарро и Р. Гекет. В середине и второй половине XIX столетия неоднократно возобновлялись строительные работы, в результате которых дворец приобрел тот внешний вид, который имел вплоть до Beликой Отечественной войны. В 1840-х годах новое расширение и перестройка дворца были поручены архитектору Р. И. Кузьмину. В главном корпусе была переделана только парадная лестница, на стенах которой по желанию Николая I надлежало разместить живописные полотна русских художников с изображениями Гатчины. Основные изменения коснулись боковых каре, в которых Кузьмин должен был создать комфортабельные апартаменты для императора, его семьи и свиты, а также множество подсобных помещений. Среди них были небольшие жилые комнаты, носившие отпечаток личных вкусов их владельцев: у Николая I - строгих пропорций мебель красного дерева, а на стенах изображения военных форм русских войск и батальные сцены; у Александры Федоровны - обилие лепных украшений в стиле рококо и драпировок из узорчатых тканей. Наряду с этим парадные помещения оформлялись то в традициях Ренессанса, то готики, словом, здесь можно было наблюдать то смешение архитектурных стилей, которое свойственно эклектике середины века. В 1844 году проект перестройки был утвержден, годом позже начались работы, которые продолжались до 1852 года. В результате каре, которые Ринальди задумал одноэтажными, а Бренна надстроил, стали еще выше, что нарушило соотношение масс дворца центральный корпус перестал главенствовать, его подавляли боковые части, которым по логике вещей полагалась лишь второстепенная роль.
Чтобы хоть как-то вернуть главному корпусу доминирующее значение, решено было надстроить Часовую и Сигнальную башни, что и осуществили в 1854 - 1856 годах. Одновременно начались значительные реставрационные работы в главном корпусе: исправляли и заменяли поврежденные и обветшавшие части облицовки стен, карнизов, наличников окон, ремонтировали и перекладывали печи и камины, расчищали старую позолоту, восполняли утраты наборных паркетов; реставраторы Эрмитажа восстанавливали старые живописные плафоны. Это были последние значительные перестройки Гатчинского, дворца.
Кроме того, было несколько изменено и непосредственное окружение дворца: перестроены бастионы и четыре некогда подъемных моста, сооруженных Бренной. В 1851 году перед дворцом установлен памятник Павлу I по модели скульптора И. П. Витали. Памятник расположен возле Бастионной стены по центральной оси дворцового комплекса. Скульптор изобразил Павла в рост, лицом к центральному корпусу дворца, словно тот принимает парад.
В течение более ста лет владельцы Гатчинского дворца не только приглашали архитекторов (здесь работали Р. И. Кузьмин, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер) и декораторов, творчество которых накладывало свой отпечаток на прекрасную основу ринальдиевского замка, но одновременно собирали всевозможные произведения искусства: живопись, скульптуру, предметы мебели и убранства. Хотя внутренняя отделка и убранство Гатчинского дворца были полностью утрачены во время Великой Отечественной войны он все же остается первоклассным памятником русской архитектуры.
Налево от дороги, ведущей от вокзала, близ юго-западной башни Кухонного каре стоит трехъярусная восьмигранная Екатеринвердерская башня, созданная в 1797 году и являющаяся точным повторением тех, которые стояли по углам каре. Она представляет особый интерес, так как дает возможность судить, какими по размеру, форме и пропорциям были дворцовые башни до перестроек, выполненных Р. И. Кузьминым.
Екатеринвердерская башня, как и дворец, облицована пудостским камнем, нижний ее этаж рустован, а в верхнем прорезаны круглые попарно размещенные на гранях окна. Эта башня должна была вместе с ближайшей башней каре оформлять въезд в новый, только начавший застраиваться при Павле I район - Екатеринвердер

Далее...