Казанский собор


Собор - от славянского - собрание, съезд. Собор - особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Собором считается храм кафедральный, т.е. главный в округе или регионе, где имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ.
Соборы бывают: 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви для решения церковных вопросов.
2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизация новых святых и др.
3. Вселенский Собор - собрание представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов.



24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М.Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя — Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери, а 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение храма. По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским».Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж.Ф. Тома де Томон и А.Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А.С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.
На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император —
Александр I.
По первому плану Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. В отделке храма использовались в основном только отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский известняк, из карьера близ деревни Пудость близ Гатчины. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.
В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками.
Строительные работы были завершены 15 сентября 1811 года. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. На церемонии его открытия А.Н. Воронихина наградили орденом Анны
второй степени и пожизненной пенсией.
Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году рядом с собором открыты памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.
В 1899–1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер.
После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченый шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор. Фонтан работы Ж.Ф. Тома де Томона (1809 год) перенесён сюда с Пулковского шоссе в 1934 году. Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт Казанского собора. В середине 1950х годов под руководством Я.А. Казакова проходила реставрация интерьеров храма. В 1975–1978 годах реставрировали ограду.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена икона Казанской Божией Матери.